В честь 390-летия со дня рождения Джона Локка Московский центр исследования сознания публикует один из экземпляров книжной коллекции МЦИС: главный труд великого английского философа — «Опыт о человеческом разумении».
Первое издание «Опыта…» было опубликовано в 1689–1690 годах анонимно. Но работа имела такой большой успех, что второе издание, вышедшее в 1694 году, Локк напечатал уже под своим именем и с собственным портретом. Именно оно представлено в нашей книжной коллекции. При том, что оцифровки десятков последующих изданий легко отыскать в сети, второе издание «Опыта о человеческом разумении» до сих пор оставалось предметом коллекционирования, не имеющимся в открытом доступе. Мы надеемся, что его публикация станет приятным подарком для всех, кому интересна история философии[1].
«Опыт о человеческом разумении» во многих отношениях стал новаторской работой, задавшей тон и направление многих последующих философских исследований. И второе издание — существенно дополненное и исправленное — в этом отношении представляет особый интерес.
Именно в нём впервые публикуется глава «О тождестве и различии» (глава 27 второй книги, или II.27), которой не было в первом издании. В ней Локк формулирует проблему тождества личности, что обозначило зарождение отдельной масштабной области исследований. Локк предлагает и её решение — психологическую теорию, усовершенствованные версии которой остаются наиболее популярным подходом к этой проблеме по сей день. Критерием и основанием тождества личности Локк называет тождество сознания: «Ибо, насколько разумное существо может повторять идею прошлого действия с тем же самым сознанием о нем, какое у него было сначала, и с тем же самым своим сознанием о всяком теперешнем действии, настолько оно и есть одна и та же личность»[2] (II.27.10, стр. 182 публикуемого издания). На этом тождестве личности, полагает Локк, «основано всякое право и справедливость наград и наказаний» (II.27.18, с. 186) — оно служит условием моральной и юридической ответственности личности. Сама «личность» трактуется Локком как «юридический термин, касающийся действий и их ценности и относящийся поэтому только к разумным существам, знающим, что такое закон, счастье и несчастье. Эта личность простирает себя за пределы настоящего существования, к прошлому только силой сознания; вследствие этого она беспокоится о прошлых действиях, становится ответственной за них, признавая за свои и приписывая их себе совершенно на том же самом основании и по той же причине, что и настоящие действия» (II.27.26, с. 189). Именно от этого «юридического» локковского представления о личности, связывающего её с действиями, ответственностью и правом, отталкивается большинство исследователей в современных дискуссиях о тождестве личности. Оно также важно для понимания политических взглядов Локка — отца либерализма.
Другим значимым изменением во втором издании стала переработка Локком 21-й главы, центральной темой которой является вопрос о свободе воли. Локк поправляет и уточняет свою позицию, превращая её в одну из классических компатибилистских теорий. В современных дискуссиях компатибилизм — это позиция, согласно которой свобода воли совместима с детерминизмом. Локк, разумеется, не рассуждал в терминологии этих «-измов». Но, определяя свободу как «силу человека совершить какое-нибудь отдельное действие или воздержаться от такового… согласно тому, как сам человек этого хочет» (II.21.15, c. 128), он фактически формулирует тезис, составляющий ядро современного компатибилизма — так понимаемая свобода воли совместима с детерминизмом. Примечателен также обсуждаемый Локком в этом контексте сюжет с человеком, которого, спящего, запирают с тем, кого он давно жаждал видеть, и потому, просыпаясь и обнаруживая себя в столь приятной компании, будучи заперт, он остаётся в комнате по доброй воле (II.21.10, c. 127). Этот мысленный эксперимент во многом предвосхищает активно обсуждаемые в наши дни «случаи Франкфурта», нацеленные в защиту компатибилизма.
Отдельный интерес представляет добавленная Локком во второе издание «проблема Молинью» (II.9.8, c. 67). Уильям Молинью, ирландский ученый и философ, ознакомился с выдержками из готовящегося к изданию «Опыта…» ещё в 1688 году. В них Локк, в частности, отстаивает мысль, что идея, порождаемая некоторым ощущением, не может иметь иного источника, и потому, например, с рождения слепой человек не может обладать идеей цвета. В том же году Молинью направляет Локку письмо, в котором задается вопросом, смог бы слепой от рождения человек, внезапно прозрев, по одному лишь виду распознать находящиеся перед ним куб и шар, если прежде он был знаком с этими предметами и умел различать их только на ощупь. Локк не ответил на то письмо, но Молинью напомнил о своем вопросе спустя несколько лет. «Ваша хитроумная проблема заслуживает того, чтобы придать ей мировую огласку», — ответил ему Локк в письме, после чего включил формулировку проблемы Молинью во второе издание «Опыта…», чем и прославил ирландского мыслителя. Там же Локк приводит и решение самого Молинью: нет, человек не сможет распознать их по одному лишь виду, «ибо хотя он и знает по опыту, как действуют на осязание шар и куб, но он еще не узнал из опыта, что то, что таким или иным образом действует на его осязание, должно таким или иным образом действовать и на его зрение». «Я согласен с ответом, даваемым на свою задачу самим же этим мыслящим джентльменом, которого с гордостью называю своим другом», — подытоживает Локк. Проблема Молинью стала одним из самых плодотворных мысленных экспериментов в истории философии, породив множество как эмпирических, так и чисто теоретических исследований. Некоторые ее модификации — например, вопрос о том, можно ли стимулировать зрительную кору пациента с врожденной слепотой таким образом, чтобы породить у него определенный визуальный образ, — активно обсуждаются в нейрофизиологии и философии восприятия и сегодня.
Конечно, текущая вводная заметка не рассчитана даже на беглое упоминание всех ярких и прорывных идей «Опыта…», которые во многих чертах определили современные философские дискуссии. Мы приглашаем вас самим погрузиться в захватывающие изыскания локковской мысли, воплощённые на страницах второго издания «Опыта о человеческом разумении»!
Локк, Джон
Locke, John
1632–1704
Гравированый портрет философа выполнен Питером ван дер Банком (1649–1697) по портрету, приписываемому Сильвестру Брауноверу (?–1699), секретарю Локка.
AN ESSAY CONCERNING HUMANE UNDERSTANDING. IN FOUR BOOKS. WRITTTEN [sic] BY JOHN LOCKE, GENT. THE SECOND EDITION, WITH LARGE ADDITIONS.
London, Printed for Awnsham and John Churchil, at the Black Swan in Pater-Noster Row, and Samuel Manship, at the Ship in Cornhill, near the Royal Exchange, 1694.
Переплет — после реставрации, кожа; корешок — кожа, после реставрации, новый, с золотом тисненой надписью «LOCKE’S ESSAY ON THE HUMANE UNDERSTANDING», ниже — золотом тисненое «1694»; на ребрах — золотом тисненая линия; форзацы — традиционные; обрез — традиционный.
На форзаце 2а — владельческая запись орешковыми чернилами: «John Jacksons 1811», ниже: «John Jackson’s 1823 J.s.(?)».
[1] Данный экземпляр второго издания «An Essay Concerning Human Understanding» Джона Локка является собственностью Московского центра исследования сознания (МЦИС). Схожие издания могут быть представлены в библиотеках вашей страны или онлайн. Однако при цитировании работы конкретно по этому экземпляру мы просим указывать МЦИС и давать ссылку на URL данной веб-страницы: Locke J. An Essay Concerning Humane Understanding. The Second Edition. London, 1694. [Экземпляр Книжной коллекции МЦИС, URL: https://hardproblem.ru/posts/sobytiya/dzhon-lokk-opyt-o-chelovecheskom-razumenii-vtoroe-izdanie/]