0%
logo

Джонатан Эдвардс о доказательствах бытия Бога

2 Января, 2023

Логинов Е.В.
Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 104. С. 71-85.


В статье анализируются доказательства бытия Бога, предложенные Джонатаном Эдвардсом. Предметом анализа являются заметки, известные как «Miscellanies», а также некоторые другие документы. Эдвардс признает, что доказать существование Бога не просто в силу поврежденности человеческой природы. Если бы мы уже не знали тезиса теизма, то сами, своим разумом, вряд ли смогли бы его открыть. Однако этот тезис уже известные и наша склонность к порядку, поиску причин и жажда справедливости указывают на склонность искать доказательства существования Бога. Изучение источников показывает, что Эдвардс использовал различные стратегии для обоснования тезиса о существовании Бога. Я показываю, что эти стратегии зависят от допущений разного типа и дают разные результаты. Космологический аргумент от контингентности поддерживается идеалистическим доводом, рассуждениями в элейском стиле и онтологическим аргументом. Идеалистический довод основан на допущении Дж. Локка о том, что плотность присуща физическим вещами самим по себе. Эдвардс показывает, что тогда физические вещи не обладают самостоятельным существованием, ведь плотность можно свести к сопротивлению, а сопротивление — это всегда сопротивление чего-то. То, что можно называть элейским доводом, должно доказать существование чего-то вечного. Он зависит от референциального понимания термина «ничто». Онтологический аргумент доказывает существование чего-то необходимого. Он зависит от осмысленности понятия «то, за пределами чего ничего нет». Космологический аргумент от контингентности потому может обосновать лишь существование чего-то необходимого, вечного и нематериального. Однако этого недостаточно для обоснования теизма. Космологический аргумент от причинности отталкивается от самоочевидности закона причинности и показывает существование необходимой первопричины. Различные телеологические аргументы обосновывают утверждение о существовании разумного создателя. Аналогия между разумом создателя и человеческим умом служит Эдвардсу для опровержения деизма и обоснования необходимости религиозного почитания Бога.