Мы рады представить вашему вниманию наше новое интервью с профессором Джоном М. Фишером. Возможно ли жить без свободы воли и одновременно быть морально ответственными за свои действия? И есть ли смысл в жизни без свободы воли? Этих вопросов в интервью Московскому Центру Исследования Сознания касается профессор Джон Мартин Фишер — один из самых известных философов в современных дискуссиях о свободе воли и моральной ответственности.
Он полагает, что детерминизм (тезис, согласно которому каждое событие неизбежно и полностью определено предыдущими событиями) несовместим со свободой воли. Мы не знаем, верен детерминизм или нет. Но даже если детерминизм верен, мы всё равно несём моральную ответственность за свои действия. В этом — если кратко — и заключается суть позиции «полукомпатибилизма» (semicompatibilism), отстаиваемой Фишером.
К видеозаписи мы прилагаем небольшое дополнение (Addendum), составленное профессором Фишером в качестве пояснения к этому интервью, уточняющего некоторые моменты.
В августе этого года мы провели летнюю школу «Свобода воли и моральная ответственность» под руководством профессора Фишера. Лучшие сессии этой школы будут опубликованы нами в ближайшем будущем. Следите за новостями!
Addendum
First, I wish to make clear that the examples of the two marriages are from David Velleman’s very important paper, «Well-Being and Time», originally published in Pacific Philosophical Quarterly. These are not my examples.
Second, toward the end of the interview I suggested that we think of ourselves as «machines for passing along our stories,» rather than «machines for passing along our genes». This way of putting the point is owed to Shahar Arzi, in a presentation at the mid-point conference of the Immortality Project, UC Riverside, June 2014. Arzi is a professor at the Hadassah Hebrew University, Jerusalem, Israel. I am indebted to him for this formulation.
Finally, I am not sure exactly what Mark Ravizza is doing «currently». I answered the question about our collaboration based on a conversation I had with him five years ago, but I frankly do not know exactly where he is now or whether he is continuing to teach any philosophy.