arrow-downcheckdocdocxfbflowerjpgmailnoarticlesnoresultpdfsearchsoundtwvkxlsxlsxyoutubezip
«Свобода и чувство обиды»
14.06.2018 17:22:17

Мы продолжаем публиковать лучшие сессии летней школы «Свобода воли и моральная ответственность». Данная сессия посвящена одной из самых значительных статей в этой области — «Freedom and resentment» Питера Стросона.

В работе «Freedom and resentment» Стросон предлагает отвлечься от вопросов отношения свободы воли и детерминизма, которые определяют, по мнению многих философов, возможность моральной ответственности. Вместо этого он обращается к теме так называемых реактивных установок вроде обиды (resentment), негодования, благодарности, которые субъект предрасположен применять в ответ на те или иные действия других людей по отношению к нему. Выявляя некоторые случаи, где агент находится во власти непреодолимых условий, «не является самим собой» или считается сумасшедшим, Стросон показывает, что здесь мы отказываемся от применения реактивных установок. Но потому ли, что агент не мог поступить иначе? Вовсе нет, считает философ, просто в этих случаях агент не является подходящим объектом применения реактивных установок, что в особенности касается случаев сумасшествия — сумасшедший не является полноправным участником общественных отношений. Поэтому, выводит Стросон, даже несмотря на то, что человек может чувствовать обиду, он не будет винить такого агента действия — то есть применять реактивную установку. По той же самой причине мы не считаем таких агентов морально ответственными. Получается, что личность морально ответственна тогда, когда является подходящим (appropriate) объектом применения реактивных установок. Как можно увидеть, это решение нисколько не связано с вопросом истинности или ложности детерминизма, рассматривать который философ с самого начала отказывается.


Ещё на эту тему
Сознание, мозг и свобода воли. Научный семинар Центра исследования сознания

Семинар был посвящен книге известного оксфордского философа Ричарда Суинберна «Сознание, мозг и свобода воли». Суинберн по современным меркам занимает непопулярную позицию, отстаивая субстанциальный дуализм и доказывая существование не только души, но и Бога. Его идеи не находят широкой поддержки среди сотрудников Центра, тем не менее, мы считаем важным обсуждать и те взгляды, которые не вызывают согласия. Это одна из важнейших основ научного диалога.

Источник:
22.09.2018
Конференция «Природа сознания». Доклад Д.Волкова «Я как полезная иллюзия»

Долкад со-директора нашего Центра Д.Волкова «Я как полезная иллюзия» состоялся в рамках диалога российских ученых и Далай-ламы. Ниже вы можете ознакомиться с его текстом и видео.

Источник:
22.09.2018
Новое и популярное
Сознание и вселенная. Интервью с Дэвидом Чалмерсом

В этом интервью Чалмерс отвечает на наши каверзные вопросы о том, как он пришел в философию, каковы его текущие взгляды на природу сознания, могут ли зомби быть морально ответственными, как устроен Универсум, к чему приведет создание искусственного интеллекта и каково предназначение философии

22.09.2018
Свобода воли: новые повороты старых дискуссий

В рамках цикла встреч «Реплики» 21 апреля состоялось обсуждение «Свобода воли: новые повороты старых дискуссий», организованное Юлией Синеокой, где выступили Дмитрий Волков и Вадим Васильев. Предлагаем вам видеозапись дискуссии.

22.09.2018
Курс «Современная философия сознания»

Открыта запись на совместную программу философского факультета МГУ и Московского центра исследований сознания. Программа рассчитана на всех, кто интересуется современными философскими исследованиями, проблемами сознания и воли. У слушателей курса будет...

22.09.2018
Введение в проблему сознание и мозг. Курс «Сознание и мозг: последний рубеж»

Выкладываем первую лекцию курса «Сознание и мозг: последний рубеж»! Этот курс читается сейчас в МГУ силами Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ и нашего Центра. Лекцию читает известный отечественный нейроученый Константин Анохин.

22.09.2018
Рассылка статей
Не пропускайте свежие обновления
Социальные сети
Вступайте в наши группы
YOUTUBE ×