arrow-downcheckdocdocxfbflowerjpgmailnoarticlesnoresultpdfsearchsoundtwvkxlsxlsxyoutubezip
Сознание супервентно на мозге. Что это значит?
13.06.2018 18:01:11

Большинство исследователей сознания разделяют представление, согласно которому сознание супервентно на мозге. Но что такое супервентность? Этому посвящен наш материал.

Обычно говорят, что сознание супервентно на мозге. В первую очередь это означает, что сознание зависимо от мозга и что физические свойства мозга первичны по отношению к свойствам сознания, определяют их («свойство» в данном случае — широкое понятие, вместо него можно использовать понятие «событие» или «состояние»; это не так важно для настоящих целей, поэтому будем пользоваться «свойствами»). Подчеркнем, что идея супервентных отношений может разделяться сторонниками самых разных теорий сознания. Это ясно из определения.

Свойства сознания супервентны на мозге, если:

  1. Не может быть двух мозгов, идентичных по всем своим физическим свойствам, но различающихся по своим ментальным свойствам;
  2. Изменение ментальных свойств мозга невозможно без изменения его физических свойств.

Из этого определения следует, что мозг выполняет важную роль в продуцировании сознания. Однако каковы отношения сознания и мозга, тезис супервентности не конкретизирует. Поэтому он может быть совместим как с позицией т.н. теоретиков тождества (предполагающей тождество сознания и мозга), так и с утверждением, что мозг реализует сознание (этой позиции придерживаются функционалисты), и даже с эмерджентизмом (сторонники этой точки зрения считают, что сознание — это эмерджентная сущность).

Возникает ощущение, что тезис супервентности слишком всеяден, раз совместим с большим количеством теорий. Но это не так. Принятие тезиса супервентности исключает такие теории сознания, которые нарушают принцип каузальной замкнутости физического. Несмотря на пугающее название, этот принцип означает всего лишь то, что физические события в качестве своих причин могут иметь только физические события и никакие другие. Принятие этого принципа можно коротко пояснить двумя соображениями:

  1. Нет необходимости в допущении нефизических причин у физических событий;
  2. Для причинного взаимодействия требуется пространственное сопряжение. Нефизические причины не обладают пространственными характеристиками (иначе они были бы физическими), поэтому у физических событий не может быть нефизических причин.

Надо сразу оговориться, что эту точку зрения разделяет подавляющее число исследователей, но, конечно, есть и те, кто пытается отрицать данные положения. Тем не менее, из уже сказанного должно стать ясно, почему супервентность иногда называют концепцией «минимального физикализма»:

  1. «Минимального» — потому что супервентность совместима с целым веером теорий и не дает определенного решения проблемы сознание-тело;
  2. «Физикализма» — потому что подчеркивает первичную роль физических свойств мозга в продуцировании сознания.

Однако не стоит делать поспешных выводов, этот «минимальный физикализм» не равен материализму.

На данный момент существует много видов супервентных отношений. Самый обсуждаемый из них — логическая супервентность. Это самый сильный вид супервентности; согласно ему свойства мозга полностью и жестко определяют свойства сознания. Если вы принимаете логическую супервентность, то фактически признаете истинность материализма — взгляда, согласно которому свойства сознания исчерпываются физическими свойствами мозга. Поэтому в настоящее время дебаты о физической или нефизической природе сознания напрямую связаны с логической супервентностью. Чтобы не усложнять, не будем вдаваться в терминологические детали, так как обзор видов супервентности —  это слишком техническая тема.

Главным критиком тезиса логической супервентности считается Дэвид Чалмерс (именно в его работе «Сознающий ум» вы можете найти довольно подробный обзор видов супервентности). При помощи специального аргумента представимости (или «зомби», как его называют) Чалмерс пытается показать, что сознание не исчерпывается свойствами мозга, и мы должны искать иной путь объяснения сознания.

Другой, уже российский, специалист Вадим Васильев солидарен с Чалмерсом в этом вопросе, но идёт дальше, пытаясь подорвать убеждение, относящееся к ещё одному виду супервентности — локальной супервентности. Об этом вы можете прочитать в его книге «Сознание и вещи».

Однако оба этих мыслителя, как и подавляющее число исследователей сознания, разделяют тезис супервентности в том или ином виде.

На этом наше короткое введение завершается, и мы предлагаем вам самостоятельно поразмышлять над материалом. Надеемся, что он оказался вам полезен, и в дальнейшем вы не будете испытывать мистический трепет, встретив где-нибудь термин «супервентность».

Ещё на эту тему
Сознание, мозг и свобода воли. Научный семинар Центра исследования сознания

Семинар был посвящен книге известного оксфордского философа Ричарда Суинберна «Сознание, мозг и свобода воли». Суинберн по современным меркам занимает непопулярную позицию, отстаивая субстанциальный дуализм и доказывая существование не только души, но и Бога. Его идеи не находят широкой поддержки среди сотрудников Центра, тем не менее, мы считаем важным обсуждать и те взгляды, которые не вызывают согласия. Это одна из важнейших основ научного диалога.

Источник:
17.01.2019
Конференция о проблеме тождества личности. Записи докладов

Проблема тождества личности является одной из самых обсуждаемых в современной философии. Она включает в себя вопросы о Я, личности, ее тождестве во времени и единстве. 17 мая 2018 года на философском факультете МГУ состоялась конференция, посвященная этой проблеме.

Источник:
17.01.2019
Новое и популярное
Единство и множественность истины. Научный семинар Центра исследования сознания

Все науки ищут истину. Но только философия пытается узнать ответ на вопрос о том, что такое истина сама по себе, по своей природе. Иными словами, философы ищут ответ на опрос «Что есть истина?». Этот вопрос связывает вместе онтологию и теорию познания, так как для ответа на него нужно указать на сущность истины и предоставить критерии, по которым мы будем отличать истинные суждения от ложных. Последняя крупная попытка разобраться в этой проблеме была предпринята Майклом Линчем, автором книги «Единство и множественность истины». Ей и посвящен последний в 2018 году семинар Московского центра исследований сознания. Линч пытается создать синтетическую теорию истины, учитывая достижения классических подходов (корреспондентского, когерентного и прагматического) и дефляционизма, самой популярной из современных подходов к истине.
Основные докладчики: Е. Логинов (к.ф.н., МГУ) и А. Мерцалов (МЦИС).
Также в семинаре приняли участие: к.ю.н. О.Черкашина, к.ф.н. А.Беседин, к.ф.н. А.Юнусов, к.ф.н. А. Кцзнецов, д.ф.н. В.Васильев, студенты и аспиранты философского факультета МГУ.

17.01.2019
Проблема доступа к научной информации в России

Для обсуждения проблемы доступа к научной инфомрации Центр исследования сознания организовал круглый стол на тему, который прошел 22 ноября в Научном центре Московского Музея современного искусства. Мы пригласили к открытому диалогу важных участников рынка научной информации: Александру Элбакян, создателя ресурса Sci-Hub, Дмитрия Волкова, доктора философских наук, со-директора Центра Исследования Сознания, инвестора Academia.edu, Дмитрия Семячкина, кандидата физико- математических наук, сооснователя и руководителя КиберЛенинки, Владимира Миронова, декана философского факультета МГУ, Вадима Васильева, содиректор Центра исследования сознания, а также экспертов со стороны научного сообщества.

17.01.2019
Выживание личности. Научный семинар Центра исследования сознания

Этот научный семинар посвящен книге Марии Шехман "Staying Alive" ("Выживание"). В ней Мария Шехтман -- один из создателей нарративного подхода -- предлогает новую концепцию личности -- теорию жизни личности.

17.01.2019
55 философских провокаций. Научный семинар Центра исследования сознания

"Философские провокации: 55 коротких эссе" - это новая книга Колина Макгина, которую мы решили обсудить на нашем семинаре. Макгин уникальный современный философ, который не только разработал мистерианскую позицию в философии сознания, но и написал работы по эпистемологии, философии кино, литературы, по метафилософским проблемам. Без сомнения, это редкий вид современного философа с очень широкими интересами.

17.01.2019
Тождество личности. Финиковый компот №13

Вышел в свет «Финиковый Компот» №13, посвященный проблеме тождества личности! Кто мы такие? Что мы такое? Что делает нас теми, кто мы есть? Какую роль играет прошлое в формировании нашего Я? Попытки ответить на эти вопросы вы найдете на страницах нового ФК.

17.01.2019
Философ Дэниел Столджар — об актуальности Ленина, логике буддизма и невежестве как философской проблеме

В конце сентября по приглашению Московского центра исследования сознания Россию посетил австралиец Дэниел Столджар — один из ведущих представителей современной аналитической философии. «Нож» побеседовал с философом о том, почему западным логикам интересен буддизм, можно ли объяснить психические явления на языке физики и к чему ближе аналитическая философия: к математике или истории.

17.01.2019
Рассылка статей
Не пропускайте свежие обновления
Социальные сети
Вступайте в наши группы
YOUTUBE ×