arrow-downcheckdocdocxfbflowerjpgmailnoarticlesnoresultpdfsearchsoundtwvkxlsxlsxyoutubezip
Понятие апперцепции и Трансцендентальная дедукция 1787 года
20.06.1981 16:26:00

В журн.: Synthese. 1981. Vol. 47, Issue 3, Publisher: Kluwer Academic Publishers, pp. 385–448.

«This paper concerns the problem of how Kant can validate a questionable claim that he makes in §16 of the 1787 B-edition of the Transcendental Deduction of the Categories, as well as the relation of that claim to Kant’s account of apperception, or the intellectual consciousness of self. The paper has four parts. In the first, I sketch the Transcendental Deduction and show how the problem of validating the claim in question arises. The second part then indicates three solutions to this problem which Kant does or could offer and ultimately rejects all of them. The third solution, however, is seen at least to commit Kant to assertions like those which he makes in the Deduction and Paralogisms about apperception. So one might hope to support this solution by appeal to Kant’s general views on apperception. However, in the third part of the paper I suggest the hypothesis that those views, insofar as they bear on our particular problem of validation, can be regarded as the product of a conflation by Kant of the traditional view of self-awareness with his ‘revisionary’ view of knowledge first offered in the first Critique. If this hypothesis is plausible, it appears that Kant’s general views on apperception can scarcely lend any satisfactory support to our third solution to the validation problem in the Deduction. It also seems possible that various insights into the nature of self or of self-awareness that Strawson and others have attributed to the relevant part of Kant’s work are only consequences of the confiation in question. In the fourth part of the paper I therefore conclude that though the problem with which we have been dealing leads us to a sharper understanding of Kant’s account of apperception than has been previously available, the problem cannot be solved within Kant’s framework in the way in which we would like. So measures to circumvent it must be adopted by students of the Transcendental Deduction.

Before turning to the Deduction itself, let me note that this paper is not meant to provide a full-scale discussion of all of Kant’s views on apperception. Rather, I have deliberately restricted attention to those views just insofar as they relate to the problem mentioned above. Arrived at as they are under this restriction, my present conclusions turn out to be largely negative. But I nevertheless regard Kant’s account of apperception as still of as much live interest as that of any other philosopher whom I know. Kant may fall victim to confusions, but in discussing matters relating to self-awareness he goes extremely deep. Moreover, there are areas of the greatest interest in Kant’s discussion of these matters- areas not directly related to the problem considered in this paper — where Kant’s views seem to me, in general, absolutely correct. Some of these areas have already been pointed out in work by Castafieda, and recent discussions of belief and of indexical and demonstrative reference suggest further ways of sharpening our understanding of them. It is impossible, however, for us to consider any of these areas in this paper. Instead, we must focus exclusively on the problem that I have mentioned and on Kant’s account of apperception just as far as that account does bear on that problem.»

Ещё на эту тему
Сознание, мозг и свобода воли. Научный семинар Центра исследования сознания

Семинар был посвящен книге известного оксфордского философа Ричарда Суинберна «Сознание, мозг и свобода воли». Суинберн по современным меркам занимает непопулярную позицию, отстаивая субстанциальный дуализм и доказывая существование не только души, но и Бога. Его идеи не находят широкой поддержки среди сотрудников Центра, тем не менее, мы считаем важным обсуждать и те взгляды, которые не вызывают согласия. Это одна из важнейших основ научного диалога.

Источник:
25.05.2019
Конференция о проблеме тождества личности. Записи докладов

Проблема тождества личности является одной из самых обсуждаемых в современной философии. Она включает в себя вопросы о Я, личности, ее тождестве во времени и единстве. 17 мая 2018 года на философском факультете МГУ состоялась конференция, посвященная этой проблеме.

Источник:
25.05.2019
Новое и популярное
Что мы такое? Научный семинар Центра исследования

Предметом обсуждения этого семинара стала книга "Что мы такое?" британского философа Эрика Олсона. Олсон считает, что вопрос о тождестве личности, главной темой которого является сохранение личности во времени, ведет к неверному представлению о том, чем в сущности мы являемся. Поэтому он предлагает обратить внимание не на вопрос сохранения личности, а на вопрос ее онтологии - что она такое. И здесь Олсон занимает анималистскую позицию, считая, что личность человека - это человеческое животное. С такой позицией поспешили бы согласиться многие люди, пока не обнаружили бы, что она запрещает выживание личности в другом -не биологическом - теле, запрещает ее перенос или загрузку в машину. Именно об этом Олсон рассуждает в своей лекции "Метафизика загрузки", которая совсем недавно была им прочитана по нашему приглашению в Москве. Запись лекции, интерью, а также отдельный научный семинар с ним вскоре появятся на сайте. Не пропустите!

25.05.2019
Бытие и мышление. Научный семинар Центра исследования сознания

Третий семинар МЦИС в этом году посвящен книге Ирада Кими «Мышление и бытие», которую многие уже успели объявить знамением конца современной аналитической философии. В этой небольшой, но чрезвычайно теоретически нагруженной книге, Кими предлагает радикально новый взгляд на ряд классических логических проблем: содержания и силы суждения; соотношения негации и небытия; разницы интенсиональных и экстенсиональных контекстов и т.д. Основываясь на предлагаемом им различии категорематических (предикативных; способных являться частью предикативного выражения) и синкатегорематических (непредикативных; никогда не являющихся частью предикативного выражения) выражений, а также на утверждении, что в контрадикторной паре суждений (состоящей из утверждения и отрицания одного и того же контента) отрицательное суждение отличается от утвердительного именно синкатегорематически, Кими в первой главе пытается доказать, что логическое не отличается от психологического (тезис, который сам он обозначает как психо-логический монизм); во второй развивает оригинальную концепцию истинны, в основе которой лежит утверждение о том, что факт отличается от связанной с ним пропозиции только синкатегорематически; а в третьей рассматривает проблему онтологических импликаций отрицания.
Основные докладчики - д.ф.н. В. Васильев  (д.ф.н. МЦИС и МГУ) и А. Юнусов (к.ф.н. ИФ РАН)
Также в семинаре приняли участие: к.ф.н. А.Беседин, к.ф.н. А.Кузнецов,  к.ф.н. Е. Логинов, А. Мерцалов, А.Танюшина, к.ф.н. А. Веретенников, студенты и аспиранты философского факультета МГУ

25.05.2019
Стратегии решения проблемы сознание-тело. Антон Кузнецов

Это запись доклада, сделанного в рамках семинара "Мозг: рубежи познания" института перспективных исследований мозга МГУ под руководством директора этого института член-корр. РАН, профессора, д.м.н. Анохина К.В.
Докладчик - Антон Кузнецов, к.ф.н., научный сотрудник Центра исследования сознания при философском факультете МГУ.
"Современная философия сознания располагает богатым арсеналом решений проблемы сознание-тело, которые мотивированы попыткой закрыть т.н. провал в объяснении и построить наиболее адекватную натуралистическую онтологию. Это богатство является результатом прогресса в уточнении самого понятия и проблемы сознания. Цель доклада — дать представление о современном состоянии дел в философии сознания, основных подходах и тенденциях в решении проблемы сознание-тело, связи философских и эмпирических теорий сознания, а также перспективах дальнейших исследований".

25.05.2019
Субъект опыта. Научный семинар Центра исследования сознания

Второй научный семинар Центра посвящен идеям Галена Стросона, одного из самых оригинальных современных мыслителей. Стросон считает, что настоящий материализм - это материализм, признающий реальность сознания, а не отрицающий ее. Поэтому панпсихизм - это и есть действительная материалистическая теория. Также Стросон предлагает пересмотреть и понятие самости или субъекта, считая, что путаница, возникающая в связи с проблемой тождества личности, связана с тем, что мы смешиваем несколько понятий субъекта вместе. Делает он это при помощи собственного метода - когнитивной феноменологии.
Основные докладчики - Артем Беседин (к.ф.н. МГУ и МЦИС) , Вадим Васильев (д.ф.н. МГУ и МЦИС ).
Также в семинаре приняли участие: профессор Р. Хауэл, к.ф.н. А. Кузнецов,  к.ф.н. Е. Логинов,  А.Танюшина, А. Павлов, студенты и аспиранты философского факультета МГУ.

25.05.2019
Стратегии решения проблемы сознание-тело в философии

В рамках цикла "Сознание: возможности исследования" семинара "Мозг: рубежи познания" института перспективных исследований мозга МГУ 8 апреля в 18:00 в Главном здании МГУ состоится доклад Антона Кузнецова "Стратегии решения проблемы сознание-тело в философии". В новости анонс и о том, как попасть на этот доклад.

25.05.2019
Телепатия и развитие т-способностей. Набор испытуемых

Кто давно следит за нашими новостями, помнит, что ровно два года назад мы начали большой проект по исследованию телепатии. Исследование начиналось на базе нашего Центра и Центра перспективных исследований мозга МГУ, но сейчас уже к нему присоединился Caltech.

25.05.2019
Рассылка статей
Не пропускайте свежие обновления
Социальные сети
Вступайте в наши группы
YOUTUBE ×